Адаптированная основная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет является программным документом.
Структура, цели, задачи Программы
Программа разработана для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа состоит из трех основных разделов (целевого, содержательного, организационного) и дополнительного раздела — краткой презентации Программы.
Нормативно-правовая основа программы:
ФЗ «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г «Об утверждении ФГОС ДО»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам ДО»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»;
Основная Образовательная Программа дошкольного образования
примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А., - М., 2014.;
Коррекционная программа: «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи. Коррекция нарушений речи» /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина – М.: Просвещение, 2008.
Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО «Издательство «ДетствоПресс», 2013.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста
от 4 до 7 лет, имеющих тяжёлые нарушения речи по 5 образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие, а также организацию и содержание коррекционной работы учителя-логопеда и педагога-психолога.
Цель программы – построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте 4 - 7 лет, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности, интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации, родителей, общественности на основе государственно-общественного управления дошкольным образовательным учреждением.
Задачи реализации программы
• определение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитие речи в возрасте 4-7 лет;
• разработка эффективной модели взаимодействия специалистов, педагогов, родителей, общественности на основе технологии комплексно-тематического планирования с целью реализации основных направлений развития и образования дошкольников с ТНР;
• развитие активных форм вовлечения родителей и общественности в коррекционно-образовательный процесс ДОУ;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, в том числе их эмоционального благополучия;
• создание развивающей речевой среды в группах компенсирующей направленности;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• формирование общей культуры личности детей с речевыми нарушениями, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
Возрастные особенности воспитанников
В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) среднего и старшего дошкольного возраста дети зачисляются на основании Правил комплектования МБДОУ воспитанниками с учетом заключения ПМПК. Численность детей в группе определяется нормативными документами. В группе обучаются дети 4 - 7 лет с ОВЗ, имеющие логопедические заключения «Общее недоразвитие речи» (I, II и III уровень речевого развития), дизартрия, ринолалия.
Срок обучения – 3 года.
Принципы и подходы к реализации программы:
Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ и основывается на следующих принципах:
принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
принцип качественного анализа результатов обследования;
принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи;
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принцип индивидуализации (учѐт возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребѐнка);
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех образовательных областях
принцип интеграции взаимодействия специалистов;
принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуально-дифференцированный подход и др.
Программы, реализуемые в МБДОУ «Детский сад № 57 г. Челябинска»